25 июля в актовом зале ЦСОН Ленинского района в рамках проекта «Православный туризм» прошел онлайн просмотр документального фильма «Древняя Алания. Православные храмы Кавказа». Зрители ознакомились с первым христианским государством на территории России, его расцветом и забвением. Из видео присутствующие узнали,что
Ала́ния — средневековое государство алан, в предгорьях Северного Кавказа. Алания под царской властью существовала с конца IX — начала X века, когда освободилась от хазарской зависимости, до 1230-х годов, пока не пала под нашествием татаро-монголов.
Упоминания об аланах появились в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление алан в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племен, возглавлявшихся аорсами[1].
В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья[1], откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию[2].
В 372 г. аланы потерпели поражение от гуннов[2], после чего часть аланов оказалась вовлечена в Великое переселение народов и через Галлию и Пиренейский полуостров достигла Северной Африки.
Другая часть аланов, вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству[2]. Основной территорией их расселения стал Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до верховьев р. Терека на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья Кембелеевки на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье — адыги, в зоне центральнокавказских перевалов — горные грузинские племена, далее к востоку от речки Кембеллевка и к югу от реки Кумы до рек Терек (Ломе-хи) и Волга(Идал), далее к югу по побережью Каспийского моря до реки Сулак — чеченские племена и общества, далее племена горного Дагестана[1]. Считается, что к концу V — началу VI в. здесь сложились две этнокультурные группы: западная — протодигорцы (Асдигор) и восточная — протоиронцы (Ирхан). Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая — на территории современной Северной Осетии[1][3][4].
Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания (в VIII—IX вв. в составе Хазарского каганата), и образования в этом регионе раннефеодального государства (к. IX—XIII вв.), просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.
Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горных ущельях Центрального Кавказа и в Закавказье, где они ассимилировались с местным кавказским населением.
Оставшиеся на Кавказе аланы поддерживали тесные связи с Византией, в Алании распространилось христианство. В селении Верхний Чегем на территории проживания балкарцев находилась Кавказская Митрополия, куда митрополит назначался непосредственно из Константинополя. Алания оказалась союзным Византии христианским государством между иудеями-хазарами и вторгшимися в Закавказье в VIII в. арабами.
Аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для Хазарского каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя единоверцев-алан, Византия пыталась навязывать хазарам свои политические планы.
Позднее, в 965—969 гг., хазары были разгромлены древнерусским князем Святославом и позже в средине XI века окончательно разбиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою. Тогда монголы аргументами о родстве монголов и половцев, а также обещаниями поделится добычей, уговорили половцев предать алан. Впоследствии разбив алан, монголы прошли в Крым, там перезимовали, и 31 мая 1223 г. в битве на реке Калке нанесли поражение объединенному русско-половецкому войску.
В начале июля группа получателей социальных услуг совершили поломническую поездку в Архыз, о которой после просмотра фильма они рассказали зрителям, показали фотоматериалы.